Я Сестрорецк. О себе

Сестрорецк — самый разнородный и в то же время довольно малоизвестный пригород Петербурга. Возникший как царская резиденция на северном берегу Финского залива Сестрорецк быстро превратился в город-завод, а позднее — в курорт. Он необычен тем, что расположен между морем и большим водохранилищем, Сестрорецким Разливом, по берегам которого выстроились дачи и знаменитый ленинский шалаш, где летом 1917 года скрывался вождь мирового пролетариата. Разлив, старый сестрорецкий завод и парк Дубки на берегу Финского залива отмечены ЮНЕСКО как часть комплекса памятников Санкт-Петербурга и окрестностей.

Сестрорецк на картеСестрорецк стоит в устье одноимённой реки на берегу Финского залива. В Средние века здесь ещё не было никакого города, но уже проходила северо-западная граница Новгородских земель. В 1617 году по результатам Столбовского мира устье Невы и всё побережье Финского залива перешло к Швеции, а веком позже Пётр I эти земли вернул и начал осваивать. Первому российскому императору приглянулась дубовая роща на мысу, где сейчас находится парк Дубки. В 1714 году он повелел устроить здесь загородную усадьбу, которую, как говорят, очень любил, поскольку оформлена она была нарочито скромно в противовес парадному Петергофу. Наследников Петра эта простенькая усадьба нисколько не интересовала: к середине XVIII века её забросили, а потом и вовсе разобрали, поэтому в Дубках остался один лишь пейзажный парк, зато на первый план вышел оружейный завод, основанный ещё в 1721 году и ставший, наверное, первым заводом в окрестностях Петербурга. Заводу полагалась плотина, из-за которой на Сестре возникло большое водохранилище, названное Разливом.

До конца XIX века Сестрорецк сохранял промышленный и немного военный характер: на побережье периодически строили укрепления, а напротив города заканчивалась линия кронштадтских фортов — крайний из них, Тотлебен, стоит прямо напротив парка Дубки. В 1894 году в Сестрорецк приходит железная дорога. Всего через несколько лет открывается Сестрорецкий курорт, причём считается, что курорт построили для того, чтобы окупить железную дорогу: без него пассажиров было слишком мало. Идея оказалась очень успешной. В первые годы XX века земли под Сестрорецком активно раскупают под дачи, и вдоль железной дороги возникает целая череда посёлков, позднее включённых в состав города.

В 1918 году к северу от Сестрорецка прошла граница между Россией и Финляндией. Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда примерно по той же линии проходил советско-финский фронт (Сестрорецкий рубеж), поэтому в лесах под городом огромное количество укреплений, на основе одного из которых сейчас создан интересный военный музей. С 1922 года завод сменил свой профиль с оружейного на инструментальный и занялся выпуском станков, измерительных устройств, а также столярных и слесарных инструментов. В начале 2000-х он прекратил свою работу для того, чтобы перебазироваться на новую территорию, в то время как старая должна быть превращена в рекреационную зону и частично отдана под жилые дома. По состоянию на 2015 год этот процесс далёк от завершения, старые заводские корпуса стоят заброшенными.

С исчезновением завода Сестрорецк становится всё больше похож на типичный для северного берега Финского залива курортный городок. Тем не менее, здесь по-прежнему есть совершенно разные по духу районы. Центр Сестрорецка находится рядом с плотиной, вокруг выдающегося на запад залива водохранилища (Разлива). К северу и западу от этого места расположены скучные кварталы послевоенного времени, а среди них прячутся корпуса старого завода. Если отправиться ещё севернее, вы попадёте на территорию бывшего Сестрорецкого курорта, превратившегося в санаторий. К югу же на километры, до самой кольцевой дороги (КАД), тянется типичный дачный посёлок, где среди сосен стоят деревянные дома, в том числе старые и интересные. Шалаш Ленина находится вне города на противоположном берегу Разлива. На осмотр разных частей Сестрорецка можно потратить хоть целый день, особенно если у вас нет своего транспорта.

Как добраться?

Маршрутки и автобусы по направлению к Сестрорецку ходят от нескольких станций метро. От станции метро Старая Деревня следует до Зеленогорска, через Сестрорецк маршрутка № 305. От метро Черная речка отправляется маршрутка № 417 и № 425. С Площади Ленина с выходом на Финляндский вокзал так же до Зеленогорска через Сестрорецк следует рейс № 400. От станции метро Проспект Просвещения до Сестрорецка вас доставит маршрутка № 827, а от Парнаса — № 600. Еще от метро Черная речка можно доехать на автобусе № 211. На маршрутке № 417 вы доедете прямо до Финского вокзала, на конечную остановку Курорт. Этот маршрут очень удобен в летнее время для тех людей, которые отправляются в Сестрорецк загорать. Время в пути составляет примерно 50 минут.

Электричка в Сестрорецк уходит со станции метро Площадь Ленина (Финляндский вокзал). На нее можно сесть в Старой Деревне и в Новой Деревне. В Старой Деревне необходимо пройти три минуты от метро Старая Деревня, чтобы сесть на электричку. А в Новой Деревне — 15 мин от станции метро Черная речка или же 10 минут от станции метро Пионерская.