Авенариус, Пётр Александрович

Авенариус, Пётр Александрович

Пётр Александрович Авенариус родился в Петербурге 23 мая 1843 г и являлся представилем 9-го поколения Авенариусов. Следует отметить, что основатель рода Иван Хаберман (Johann Habermann) становится Авенарисом только после окончания Пражского университета. Тогда он переводит фамилию на латинский язык и становится Авенариусом, где "авено" - овёс. Фамилия находит отражение в гербе рода Авенариусов.

Авенариус, Петр Александрович

Школьные годы Пётра Александровича лучше всего характеризует цитата из семейной летописи Авенариусов: "Школьный перiодъ его жизни можетъ послужить урокомъ для техъ людей, которые, судя о способности и прилежанiи учениковъ, знаютъ только одно мерило - классные успехи. Если только 20% изъ числа поступающихъ въ гимназiи учениковъ оканчиваетъ курсъ, то отсюда не следуетъ, что остальные 80% не способны или ленивы; это значитъ только, что сама школа не приспособлена къ духовнымъ потребностямъ учениковъ. Видимъ-же мы постоянно людей, не успевавшихъ въ школе и успевающих въ жизни; людей, пробивающихъ себъ дорогу наперекоръ школы, не исполнившей основную свою задачу - приготовленiе к жизни."

Пётр Александрович поступил в 5-ую петербургскую гимназию, однако он "2 года пробылъ въ первомъ классе и столько-же во второмъ ". Однако он вовсе не был ни лентяем, ни неспособным, а был "реалистом". Он не мог выучить названия городов и древних героев, не понимал учительских хитросплетений, но совершенно преображался дома показывая свою смекалку, стремление к неустанной деятельности. С раннего детства Пётр Александрович любил наблюдать за работой ремесленников и мастеровых. В дальнейшем он обходился без их услуг, т.к. любую вещь в доме он мог починить сам. Иными словами "орудiем его были не книги и перо, а крепкiя, мускулистыя руки, вооруженныя долотомъ, молоткомъ и пилой". Та же история, что и в гимназии, повторилась с Петром Александровичем в технологическом институте, куда отдали его родители забрав из гимназии(???). В подтверждение силы его практических знаний служит следующая история: В свободное от школьных занятий время он смастерил маленький пароход. В этой работе ему помогал только один школьный товарищ . Вся работа: токарная, кузнечная, литейная была выполнена самим Пётром Александровичем. На этом пароходике он не раз катался в Петербург и Кронштадт. Окончить институт ему также не удалось, т.к. родители, поняв слабую усвояемость им теоретического курса, разрешили ему вступить в корпус корабельных механиков. Сначала он был юнкером на мониторе "Первенец", затем кондуктором на фрегате "Александр Невский". За время службы на флоте он побывал в Копенгагене, Стокгольме, Константинополе, Алжире, Канарских островах, на о. Зелёного мыса. Работа на флоте позволила скопить ему большой запас " разныхъ сведенiй по своей части". Возможность применения своих знаний появилась у него в 1871, когда он поступил в железнодорожную Московско-Брестскую компанию.

В конце 19 века одним из любимых мест отдыха петербуржцев становится Сестрорецк. Однако существовавший в то время конный транспорт уже не справлялся с потоком дачников. Тогда в конце 1889 году создаётся "Акционерное общество Приморской Петербурго-Сестрорецкой железной дороги", председателем правления которой стал Пётр Александрович Авенариус. В январе 1890 года он обращается в Комитет министров с предложением построить конно-железную дорогу между Петербургом и Сестрорецком. Авенариусу было разрешено строительство и эксплуатацию железной дороги с возможным применением паровой тяги, с установленным сроком строительства в 2 года. Для наблюдения за строительством железной дороги Пётр Александрович строит дом в Тарховке.

Полностью железная дорога между Петербургом и Сестрорецком была открыта в конце 1894 года. Сестрорецкий волостной старшина рапортовал:"Имею честь донести Вашему Высокородию, что по случаю открытия Приморской Санкт-Петербургской-Сестрорецкой железной дороги 26 ноября, 27 того же месяца от жителей селения Сестрорецка вообще была поднесена строителю означенной дороги Авенариусу икона Нерукотворного Спаса настоятелем Сестрорецкой Петропавловской церкви отцом Николаем и хлеб-соль депутацией от селения Сестрорецка в присутствии сельских должностных лиц..." Введение в строй этой железной дороги существенно повысило привлекательность Сестрорецка для отдыхающих, т.к. время пути от Новой Деревни до Сестрорецка составляло теперь всего 1ч. 15 мин.

Первые два года дорога приносила владельцам небольшой доход. Однако вскоре финансовое состояние ухудшилось, и дорога стала работать с дефицитом. Для поправки своих финансовых дел Петр Александрович обратился к царскому правительству с просьбой отпустить земли в окрестностях столицы для устройства Курорта. 9 июня 1898 на заседании Кабинета министров принято решение:"Разрешить правлению акционерного общества Приморской Петербурго-Сестрорецкой железной дороги устроить Курорт в устье Сестры на берегу Финского залива для чего выделить участок казённой земли площадью 54 дестины в безденежную аренду сроком на 60 лет, но с условием продоить железную дорогу от Сестрорецка до Курорта и построить Курорт за 2 года" Торжественное открытие состоялось 10 июня 1900года.

Пётр Александрович возглавлял АО вплоть до своей смерти 1-го декабря 1909г. и был погребён 4 декабря в ограде Дюнской церкви. Надпись на надгробном камне гласит:"Созидателю сего храма, преобразователю глухой местности в Сестрорецкий Курорт П.А.Авенариусу."